AVIATION » Энциклопедия авиации » Военная авиация »

Штурмовики

Douglas AD-1 (A-1) Skyraider

Палубный штурмовик


Эд Хейнман, главный инженер завода Эль Сегундо (Douglas El Segundo) компании Дуглас, находился под таким сильным впечатлением от своей серии XBТD-1, что взял на себя обязательство спроектировать более простую машину. Самолет поднялся в воздух 18 марта 1945 года. под обозначением XBT2D-1, впоследствии - Дуглас AD-1 Скайрейдер и эксплуатировался на удивление долго на различных авианосцах. Он действительно был достаточно прост, что не пошло в ущерб прекрасным летным и тактическим характеристикам. 
Проект свободнонесущего низкоплана предполагал использование звездообразного двигателя Райт (Wright) R-3350, меньшего по размерам, чем R-4360 других конкурирующих опытных самолетов. Складывающиеся крылья были снабжены не менее чем семью держателями на каждой консоли. Такая конструкция обеспечивала самолету Скайрейдер высокую прочность. К моменту завершения производства в 1957г. было построено 3180 машин. Самолет AD-1 оказался как нельзя кстати в Корейской войне, его большая боевая нагрузка и десятичасовая продолжительность полета резко контрастировала с аналогичными показателями реактивных самолетов. 
Варианты самолетов от AD-1 до AD-4 отличались лишь в деталях. Самолет AD-5 имел более широкую двухместную кабину с рядным расположением кресел; несколько его ранних модификаций имели радар APS-20A и заднюю кабину для двух-трех операторов системы дальнего радиолокационного обнаружения. Для AD-5 также представлялись комплекты для переоборудования его в санитарный, грузовой, транспортный самолет или буксировщик мишеней. Самолеты AD-6 и AD-7 были улучшенными одноместными вариантами. Большое число одноместных самолетов применялось французскими ВВС в Алжире. В 1962 г. самолеты Скайрейдер были перепроектированы в варианты с AD-1D по AD-1J, и тактическая авиация ВВС США с большим успехом применила варианты А-1Е, А-1H и A-1J в Южном Вьетнаме. 

Модификации самолета

XBT2D-1N: два из 25 опытных самолетов и модель XB2D-1, модифицированные в опытные трехместные ночные штурмовики с двумя операторами радаров; в гондоле под левым крылом находился радар, а под правым - поисковый прожектор. 
XBT2D-1Р: одноместный вариант самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки. 
XBT2D-1Q: двухместный XBT2D-1, переоборудованный для постановки помех; радар и дипольные отражатели располагались в гондолах. 
AD-1: серийный вариант с звездообразным поршневым двигателем R-3350-24W мощностью 1865 кВт (2500 л.с.) и с вооружением из двух пушек и 3639 кг (8000 фунтов) различных боеприпасов (построено 242 самолета). 
AD-1Q: двухместный самолет - постановщик помех, созданный на базе самолета XBT2D-1 (построено 35 машин). 
XAD-1W: самолет XBT2D-1, преобразованный в опытный экземпляр трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами радиолокационной станции и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем. 
XAD-2: самолет XBT2D-1, преобразованный в опытную модель усовершенствованного штурмовика; он был вначале обозначен как BT2D-2 и оснащен звездообразным поршневым двигателем R-3350-26W мощностью 2014 кВт (2700 л.с.). 
AD-2: улучшенная модель самолета AD-1 с обтекателем хвостового колеса, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов). 
AD-2D: дистанционно-управляемые самолеты для взятия радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний. 
AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина). 
AD-2QU: один самолет AD-2Q, переоборудованный в буксировщик мишеней. 
AD-3: вариант с газотурбинным двигателем Дженерал Электрик TG-100. Также предлагались: два Аллисон 500 (Allison), два Вестингауз 24С (Westinghouse), два Вестингауз 19ХВ и даже двухтурбинные силовые установки разработки компании Дуглас. 
AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом и т. д.) (построено 125 машин). 
AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты: AD-3E - поисковый самолет, а AD-3S - штурмовик; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N - в пару AD-3S. 
AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин). 
AD-3QU: буксировщик мишеней. 
AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина). 
AD-4: главная серийная модель самолетов Скайрейдер; оснащена звездообразным поршневым двигателем R-3350-26WA мощностью 2014 кВт (2700 л.с.) и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины). 
AD-4B: вариант самолета AD-4 со снаряжением для ядерного оружия; использовалась техника бомбометания "через плечо"; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек 28 модификаций самолетов AD-4, вновь построено 165 машин). 
AD-4L: вариант самолета AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (63 самолета переделаны). 
AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика самолета AD-4 с оборудованием серии "S" для охоты за подводными лодками (построено 307 машин). 
AD-4NА: обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку; оснащены четырьмя 20-мм пушками. 
AD-4NL: вариант AD-4N с модификациями от AD-4L (36 версий). 
AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов). 
AD-4W: трехместный вариант самолета AD-4 раннего обнаружения; 50 машин было передано Королевскому флоту Великобритании под обозначением Скайрейдер AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у флота США машин были оснащены оборудованием для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 аппаратов). 
AD-5: начальный вариант 1948 г. с двигателем R-3350 с турбокомпрессором. Позже обозначение AD-5 перешло к варианту, который совместил функции обнаружения и уничтожения подводных лодок; длина фюзеляжа была увеличена на 0,58 м (1 фут 11 дюймов); увеличена площадь вертикального оперения; вооружение на крыле было доведено до четырех 20-мм пушек. Мог быть преобразован в санитарный, военно-транспортный, грузовой самолет, способный взять на борт до 907 кг (2000 фунтов) груза, в буксировщик мишеней и самолет для фоторазведки (построено 212 машин). 
AD-5N: четырехместный вариант AD-5, ночной штурмовик (построено 239 машин). 
AD-5Q: четырехместный вариант AD-5N для радиопротиводействия (перестроено 54 самолета). 
AD-5S: один экспериментальный самолет, испытывавшийся при выполнении противолодочных операций с магнитно-аномальным детектором. 
AD-5W: четырехместный вариант AD-5, самолет раннего обнаружения (построено 218 машин). 
AD-6: улучшенная модель одноместного штурмовика AD-4B, оснащен оборудованием для точного бомбометания с малых высот (построено 713 самолетов). 
AD-7: версия AD-6 с двигателем R-3350-26WB (вместо R-3350-26WA) и усилениями шасси, узлов навески двигателя и наружных панелей крыла (построено 72 машины). 
A-1D: обозначение AD-4NA с 1962 г. 
A-1E: обозначение самолета AD-5 с 1962 г. 
EA-1E: обозначение самолета AD-5W с 1962 г. 
UA-1E: с 1962 года новое обозначение самолета AD-5 для вспомогательных операций с помощью конверсионного комплекта. 
EA-1F: новое обозначение самолета AD-5Q, данное ему в 1962 г. 
A-1G: новое обозначение самолета AD-5N, данное ему в 1962 г. 
A-1H: - многоцелевой палубный штурмовик, разработанный американской фирмой Douglas. Самолет является дальнейшим развитием семейства штурмовиков A-1 Skyraider. Версии носят обозначение AD-6 (A-1H) и AD-7 (A-1J). Основным назначением самолета является уничтожение наземных объектов при поддержке наземных войск. Внешне самолеты похожи, но модификация А-1J имеет усиленные шасси и крылья. Самолеты использовались ВВС США для выполнения ударных миссий. Так же самолет прекрасно себя зарекомендовал при выполнения прикрытия во время спасательных операций. Всего было построено 713 штурмовиков типа А-1Н и 72 А-1J.

Тактико-технические характеристики самолета:

Год принятия на вооружение - 1963
Длина самолета — 12,19 м.
Размах крыла — 15,24 м.
Высота — 4,58 м.
Площадь крыла — 37,16 кв.м.
Вес пустого самолета — 4785 кг.
Максимальный взлетный вес — 11340 кг.
Двигатель — 1 х звездообразный поршневой Wrigth R-3350-26B.
Мощность двигателя - 2700 л.с.
Скорость на высоте 5640 м — 515 км/ч.
Скорость на высоте 1830 м — 306 км/ч.
Практический потолок — 8000 м.
Дальность полета — 2100 км (без ПТБ), 4900 (с ПТБ).
Вооружение: четыре пушки калибра 20 мм плюс до 3630 кг оружия на 15 пилонах.



Категория: Штурмовики | Добавил: tolyan15 (09.03.2010)
Просмотров: 511 | Теги: самолеты, А-1, штурмовик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]