В 1955 г. BMC США объявили конкурс на разработку боевого самолета, пригодного для эксплуатации с тяжелых авианосцев типа "Форрестол” и "Энтерпрайз” и способного выполнять задания с использованием ядерного оружия на сверхзвуковых скоростях полета независимо от погодных условий. В этом конкурсе победу одержала фирма "Норт Америкен”, которая 29.06.1956 г. получила заказ на строительство опытных образцов с обозначением YA3J-1(XA3J-1) и подготовку к запуску самолета в серийное производство. Облет первого опытного образца самолета, названного Vigilante, был осуществлен 31.08.1958 г. После летных испытаний командование BMC США в январе 1959 г. заключило с фирмой контракт на строительство 55 самолетов A3J-1. Облет серийного образца был совершен в 1960 г., а первые самолеты поступили в воинские подразделения 16.06.1961г. В декабре 1960 г., после полета на установление рекорда высоты с грузом 1000 кг, новый самолет был признан самой совершенной машиной этого типа, и командование BMC США срочно приступило к перевооружению им нескольких авианосцев. В 1960-1961 гг несколько рекордов скорости установил новый самолет "Фантом” II. Проведенная сравнительная оценка оказалась в пользу второго самолета, который продемонстрировал большую универсальность и более высокую скорость на малых высотах .В результате этого было выпущено лишь небольшое число серийных самолетов "Виджилент” всего трех модификаций. В связи с унификацией системы обозначений самолетов США в 1962 г самолет A3J был переименован на А-5. Изменившиеся взгляды военных и отказ от палубных стратегических самолетов привели к тому, что модификацию А-5 стали приспосабливать к выполнению задачи дальнего проникновения. Все самолеты модификации А-5А и А-5В до января 1968 г. были переоборудованы в самолеты-разведчики RA-5C. Стоимость самолета первой серии А-5А составляла 9 млн. долл. и была связана с затратами на разработку опытного образца. В 1963 г. стоимость самолета была снижена до б млн. долл. В общей сложности в 1960-1971 гг. было выпущено 156 самолетов. Двухместный, двухдвигательный самолет А-5 представляет собой обычной схемы высокоплан с управляемым стабилизатором и однокилевым цельноповоротным вертикальным оперением. В целях уменьшения площади, занимаемой самолетом на стоянке, концевые части крыла могут складываться вверх (при помощи гидропривода), а верхняя часть киля-отклоняться вбок В задней части фюзеляжа располагается крюк для посадки на авианосец. Кабина с местами экипажа, расположенными друг за другом, оснащена катапультируемыми сиденьями класса 0-0 с ракетными ускорителями и стабилизирующими парашютами. Лобовое стекло с небольшим углом наклона выполнено из пуленепробиваемой, монолитной плиты (кварцевое стекло) длиной 1165 мм, шириной 740 мм и высотой 457 мм. Фонарь кабин пилота и штурмана открывается вверх-назад, причем остекление кабины штурмана состоит лишь из небольших иллюминаторов для наблюдении по сторонам. Самолет имеет две независимые системы подачи топлива одна предназначается для питания двигателей, а другая-форсажных камер У самолета модификации А-5А топливо располагается в крыльевых кессон-баках и трех фюзеляжных баках (между воздухозаборниками, над бомбовым отсеком и над двигателями). В модификациях В и С благодаря увеличению строительной высоты фюзеляжа за кабинами экипажа увеличена емкость переднего бака. На самолете А-5С (при использовании его для выполнения чисто разведывательных заданий) в бомбовом отсеке можно дополнительно разместить 2-3 топливных бака, а также подвесить на подкрыльных пилонах (вместо вооружения) 4 бака емкостью по 1415 л.Баки заправляются под давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части фюзеляжа Самолет имеет оборудование для дозаправки топливом во время полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины пилота. В модификациях А и В основным вооружением является водородная бомба, находящаяся в бомбовом отсеке, оборудованном четырьмя узлами подвески. На трех из них могут закрепляться топливные баки, опоражниваемые на начальном этапе полета и сбрасываемые вместе с бомбой при помощи порохового выбрасывателя. В модификации RA-5C вместо бомбоотсека в нижней части фюзеляжа устроен специальный контейнер с фотографическим оборудованием В этом контейнере находятся фотоаппараты, РЛС бокового обзора (SLAR) и блоки электронного противодействия. В передней части контейнера находятся камеры с нормальным углом зрения, направленным вперед-вниз За ними (в зависимости от задания) может быть размещена панорамная камера для съемки с малых высот или камера, позволяющая выполнять четкие снимки с высоты более 20000м. Фотокамеры обоих типов имеют два объектива с полем зрения 180 0 и вращающуюся двойную призму. Перемещение фотопленки осуществляется синхронно со скоростью вращения призм, соответствующей скорости самолета. Камеры помещаются на гиростабилизированной платформе, что обеспечивает высокое качество съемки. Модификации самолета: A-5A(A3J-1) - штурмовик-бомбардировщик, до 1963 г было изготовлено 2 опытных образца и 57 серийных самолетов. А-5В (A3J-2) - штурмовик-бомбардировщик, 29.04 1962 г, 20 самолетов. RA-5C (A3J-3P) - разведчик ; облет опытного образца YA-5C состоялся 29 04 1962 г., серийного самолета-30 06.1962 г , всего изготовлено 6 опытных образцов и 71 серийный самолет Тактико-технические характеристики : Год принятия на вооружение - 1961 Размах крыла, м – 16,15 Длина самолета, м – 23,11 Высота самолета, м – 5,92 Площадь крыла, кв.м – 71,44 Масса, кг - пустого самолета - 18552 - нормальная взлетная - 30300 - максимальная взлетная - 36825 Топливо, л - внутренние топливо - 13625 - внешнее – 6056 (в 4 ПТБ) Тип двигателя - 2 ТРД General Electric J79-GE-10 Тяга, - нефорсированная – 5385 кгс - форсированная – 8120 кгс Максимальная скорость, км/ч - на высоте 12000 м - 2230 - у земли - 1110 Крейсерская скорость на высоте 11000 м, км/ч - 2020 Практическая дальность, км - 4800 Боевой радиус действия, км - 1600-2414 Практический потолок, м - 19500-20400 Экипаж, чел - 2 Вооружение: 4 узла подвески; 1 водородная бомба В27, В28 или В43